Преподобный Моисей Угрин киево-печерский

Нечистый врагь-диаволъ особенно воюетъ на человека нечистаго, одержимаго блудною страстью, дабы помраченный ею человекъ не взиралъ на Бога во всехъ делахъ своихъ: ибо только чистии сердцемъ Бога узрятъ. На этомъ-то поле брани и подвизался особенно преподобный отецъ нашъ Моисей Угринъ, который до конца победилъ силу нечистаго врага, оставивъ въ себе намъ образъ такой победы.
Преподобный Моисей былъ родомъ Угринъ. Онъ быль весьма любимъ благовернымъ и святымъ княземъ страстотерпцемъ Росийскимъ Борисомъ, которому служилъ вместе съ братомъ своимъ Георгиемъ, убитымъ на реке Ялте, во время боя Бориса со Святополкомъ. Блаженный Моисей, одинь спасшись изъ этой битвы, пришелъ въ г. Киевъ къ Предиславе, сестре Ярослава, и скрывался здесь отъ Святополка, молясь прилежно Богу, пока Святополкъ не былъ побежденъ благочестивымъ княземъ Ярославомъ. Когда же Святополкъ, убежавъ въ ляхскую землю, возвратился оттуда съ Болеславомъ и, изгнавъ Ярослава, занялъ Киевский престолъ, тогда Болеславъ, возвращаясь въ свою землю, захватилъ въ пленъ двухъ сестеръ Ярослава, а также и преподобнаго Моисея Угрина съ боярами. Блаженнаго вели, заковавъ железными цепями по рукамъ и ногамъ и крепко охраняя, ибо онъ былъ здоровъ теломъ и красивъ лицомъ.
Одна жена благородная въ земли ляхской, красивая и молодая, имеющая богатство и власть, увидевъ преподобнаго, уязвися вожделениемъ похоти плотския къ нему и начала увещевати его лестными словами, говоря: “О, человече! Зачемъ принимаешь такия муки, которыхъ, имея разумъ, ты могь бы избежать”. Моисей отвечалъ: “Такъ угодно Богу”. Жена тогда сказала: “Если ты покоришься мне, я избавлю тебя и сделаю великимъ во всей ляхской земле, и ты будешь владеть всею моею областью”. Но блаженный, уразумевъ ея нечистое вожделение, сказалъ ей: “Какой мужъ, по-слушавъ жены, поступилъ хорошо? Адамъ, послушавъ жены, былъ изгнанъ изъ рая; Самсонъ, одолевшш всехъ силою, нечистыми чарами жены былъ преданъ иноплеменникамъ; Иродъ, одержавший много победь, поддавшись нечистой страсти, былъ порабощенъ женою и усекъ Иоанна Предтечу. Какъ я могу послушать нечистаго совета жены, который не зналъ отъ моего рождения?” Но та сказала ему: “Я избавлю тебя отъ смерти и сделаю славнымъ и буду иметь тебя своимъ мужемъ, ибо не могу видеть твоей погибели”. Моисей же решительно отвечалъ: “Знай, что я не исполню твоего желания, ибо не хочу ни власти, ни богатства, но ищу чистоты душевной и телесной; и да не погублю я пятилетняго труда, неповинно терпя теперь муки, чтобы избавиться отъ мукъ вечныхъ”. Тогда жена, замысливъ злое, прибегла къ другому средству, говоря: “Если я выкуплю его изъ плена, то поневоле покорится мне “. Затемъ она послала къ хозяину пленныхъ и купила у него блаженнаго за три тысячи золотыхъ. Сделавши Моисея своимъ рабомъ, она приказала сбросить съ него худыя одежды и надеть многоценныя ризы, питать его сладкими брашнами и еще больше стала соблазнять его на блудъ. Но блаженный, видя неистовство жены, прилежнее совершалъ молитву и пость, принимая лишь сухой хлебъ и воду. Потомъ онъ сбросилъ надетыя на него одежды и, какъ некогда Иосифъ, избежалъ греха. Тогда посрамленная жена впала въ ярость и приказала бросить блаженнаго въ темницу, намереваясь уморить его голодомъ. Но Господь, дающий пищу всякой плоти, пропитавши никогда Илию въ пустыне и Павла Фивейскаго и иныхъ многихъ рабовъ, уповающихъ на Него, не оставилъ и сего блаженнаго. Ибо одинъ изъ слугъ той жены, сжалившись надъ Моисеемъ, тайно приносиль ему пищу. Друие же изъ слугъ уговаривали преподобнаго, говоря: “Брать Моисей! что возбраняеть тебе жениться? ты молодь, а сия вдова жила съ мужемъ только одно лето, красотою же лучше всехъ, богатство ея безчисленное и власть ея велика. Самъ князь не гнушался бы ею, а ты, пленникъ и рабъ, и не хочешь быть ея господиномъ. Если ты боишься нарушить заповедь Христову, то разве Христосъ не сказалъ: Сего ради оставитъ человекъ отца своего и матерь и прилепится къ жене своей и будутъ оба въ плотъ едину. Тоже и Апостолъ: Лучше жениться, нежели разжизатися. И о вдовахъ: Хочу юнымъ вдовицамъ посягати. Ты же не обязанъ чиномъ монашескимъ, но свободенъ; зачемъ, поэтому, предаешь себя столь великимъ мукамъ? Ибо если ты умрешь, то какая отъ того польза? Ведь и праведники: Авраамъ, Исаакъ и Иаковъ имели женъ… Лучше покориться тебе жене и быть свободнымъ и господиномъ въ доме семь”. Но блаженный Моисей отвечалъ имъ: “Ей! братия и добрии мои друзи, добре мне советуете, но я знаю, что хуже совета змия, даннаго Еве въ раю, вы предлагаете мне теперь. Вы принуждаете меня покориться жене, но я не прииму вашего совета, и если бы мне случилось умереть въ этихъ узахъ и мукахь, я не склонюсь на ея лесть, и хотя многие праведники спаслись съ женами, я же, грешный, не спасусь съ ней; я не желаю ни царства, ни власти въ земле ляхской, но ищу вышняго царства небеснаго. Поэтому, если бы я лишился и жизни, то не послушаюсь совета жены сей и пребуду черноризцемъ, ибо Христосъ сказалъ въ Евангелии: Всякъ, иже оставитъ домъ или братию, или сестры, или отца и матерь, или жену, или чада, или села имена Моего ради – сторицею прииметъ и животъ вечный наследить. Христа ли послушать мне или васъ? То же говорить и Апостолъ: не оженивейся печется о Господнихъ, какъ угодити Господеви, а оженивейся печется о мирскихъ, какъ угодити жене. Итакъ, спрашиваю васъ, кому больше должно работать: Господу или жене? Знаю я сие: “рабы, послушайте господей своихъ, но во благое, а не въ злое”. Итакъ, знайте, что никогда не прельстить меня красота женская и не отлучить отъ любви Христовой”. Услышавъ это, жена, побуждаемая лукавымъ помысломъ, приказала посадить блаженнаго на коня и со многими слугами водить по селамъ и городу, говоря ему: “Все это твое, делай, что хочешь”. Также и людямъ говорила она: “Это господинъ вашъ, а мой мужъ”. И все, встречая блаженнаго, кланялись ему. Но онъ, посмеявшись безумию жены, сказалъ: “Всуе труждаешься: ибо не можешь прельстить меня тленными вещами мира сего и не можешь украсть у меня нетленнаго духов-наго моего богатства, – разумей это и не трудись всуе”. Жена съ яростию сказала: “Разве не знаешь, что ты проданъ мне, и кто избавить тебя отъ моихъ рукъ? Я не отпущу тебя живаго, но после многихъ мучений предамъ смерти”. Блаженный же съ дерзновениемъ отвечалъ ей: “Не боюсь никакого зла: ибо Господь со мною. Съ этого же времени я хочу работать Ему въ иноческомъ житии”.


Въ это время, по наставлению Божию, пришелъ къ блаженному Моисею со Святой Горы одинъ черноризецъ, иерей, и облекъ его во святой, ангельский, нноческий образъ. Затемъ, много поучивъ его чистоте душевеной и телесной, убедивъ блаженнаго не предавать плещей своихъ врагу и не бояться той скверной жены, онъ ушелъ. Не смотря на все розыски, нигде не могли найти этого черноризца. Тогда жена, потерявъ всякую надежду склонить инока Моисея ко греху, стала мучить его тяжкими ранами: его растянули и стали бить железомъ, такъ что земля покрылась кровью. Бившие же говорили ему: “Покорись госпоже своей и сотвори ея волю, – если же преслушаешь, то на части раздробимъ все тело твое; не думай, что избежишь этихъ мукъ: ибо по многихъ мученияхъ будешь преданъ смерти. Пожалей самъ себя, сними монашеския рубища, облекись въ многоцветныя боярския одежды, и избавишься отъ страдания”. Преподобный же Моисей мужественно отвечаль имъ: “Братия! не медля делайте то, что вамъ приказано. Мне же невозможно отречься монашества и любви Божией; и никакое томление, ни огонь, ни мечь, ни раны не могутъ разлучить меня отъ Бога и сего великаго ангельскаго образа. Этой же безстыдной жене, показавшей свое безстыдство явно, передъ всеми людьми, побуждая меня на осквернение и прелюбодеяние, я не покорюсь и окаянной воли ея не сотворю”. Въ печали, желая отомстить за посрамление ея, жена написала такое послание къ князю Болеславу: “Самъ ты знаешь, князь, что мужъ мой убить на брани съ тобою, ты же даль мне волю выбрать себе мужа, кого хочу; вотъ я возлюбила одного юношу изъ твоихъ пленниковъ, и, отдавъ за него много золота и серебра, взяла его къ себе въ домъ, желая иметь мужа. Онъ все это ни во что вменилъ. Тогда его много мучили голодомъ и ранами, шесть леть онъ быль въ оковахъ, но и это не смирило его; теперь же онъ постриженъ некиимъ черноризцемъ; и такъ, что прикажешь съ нимъ сделать?” Князь приказалъ приехать жене той и привезти съ собою Моисея. Увидевъ Моисея, онъ началъ принуждать преподобнаго взять ту жену, наконецъ же сказалъ ему: “Кто такъ нечувственъ, какъ ты, что отказываешься оть многихъ благь и чести и предаешь себя горькимъ мукамъ? Теперь же знай, что предъ тобою или жизнь, или смерть. Если исполнишь волю госпожи своей, то получишь великия почести и власть, если же преслушаешь, то приимешь смерть”. Затемъ князь сказалъ жене: “Купленный тобою пленникъ не можетъ быть свободенъ, но какъ госпожа рабу своему, делай съ нимъ, что хочешь, дабы и прочие рабы не дерзали преслушать господь своихъ”. Преподобный отецъ нашъ Моисей отвечалъ князю: Какая польза человеку(глаголетъ Господь), аще миръ весь приобрящетъ, душу же свою отщетитъ; или, что дастъ человекъ измену за душу свою. Ты же что мне обещаешь славу и честь, когда и самъ скоро умрешь, и жена сия будеть убита”. Предсказания преподобнаго действительно сбылись; но прежде преподобный много быль мученъ неистовою женою, получая по сто рань всякий день; такъ, что онъ лежалъ, какъ бы мертвый, отъ истечения крови; но все это перенесъ преподобный ради венца небеснаго. Между темъ князь Болеславъ, желая угодить сей жене, воздвигъ великое гонение на черноризцевъ и изгналъ ихъ всехъ изъ своей области. Господь однако вскоре отомстиль за рабовъ Своихъ. Однажды ночью Болеславъ внезапно умерь, и въ земли ляхской произошелъ великий мятежъ: возставшие люди губили епископовъ и бояръ своихъ, а съ ними убили и ту безстыдную жену. Преп. Моисей, этотъ добрый воинъ Христовъ, въ страдании и подвиге своемъ богоугодномъ достигь 60 летъ. 5-тъ летъ онъ быль въ узахъ у пленившаго неповинно его, показавъ при этомъ терпение Иовлево, 6-е же лето мужественно пострадалъ за чистоту паче Иосифа, 10-ть же летъ пребывалъ въ безмолвии, въ пещере. Этимъ десятилетнимъ подвигомъ въ пещере онъ просиялъ, какъ первый Моисей сей десяточисленнымъ закономъ, преданнымъ ангелами оть св. Синайской горы. Поэтому преподобный Моисей сподобился быть поистине Боговидецемъ, и, какъ достойный блаженства чистыхъ сердецемъ, – на зрение Божие лицемъ къ лицу переселился 26-го дня месяца июля, еще при жизни преподобнаго Антония. Мощи его и доселе лежать нетленно въ пещере преподобнаго Антония, подавая всемъ победу надъ блудными и нечистыми страстями.

часть нетленных мощей Преподобного Моисея Угрина

1996 году архиепископом Мукачевско-Ужгородской епархии Евфимием часть нетленных мощей Преподобного Моисея Угрина перенесена на историческую родину, из которой он и его братья Ефрем и Георгий совершили исход в XI веке. Как уже упоминалось, мощи помещены в Церкви Св.-Николаевского Мукачевского монастыря. В настоящее время обителью управляет Настоятельница Игумения Илария (Сичка). Духовником монастыря является правящий  Митрополит  Мукачевский и Ужгородский Феодор.

Мукачевский Св.-Николаевский монастырь из глубины веков до дней нынешних всегда нес и несет свою спасительную миссию, свидетельствуя миру о непоколебимых Евангельских истинах, указывая всем приходящим истинный путь ко спасению.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *